Skip links

Как удалить негативный отзыв в интернете?

Деловая репутация защищается ст. 150, 152 ГК РФ. Обратиться за защитой деловой репутации могут физические и юридические лица, однако, юридические лица не могут требовать компенсации морального вреда (п. 11 ст. 150 ГК РФ).

Если информация, порочащая деловую репутацию, размещена в интернете, то можно требовать как ее опровержения, так и удаления (п. 5 ст. 152 ГК РФ).

Для удаления отзыва можно обратиться в суд или к владельцу сайта.

Плюсы и минусы обращения в суд:

  • обязательность решения суда для исполнения;
  • дело может рассматриваться несколько месяцев;
  • возможные затраты на юридические услуги, осмотр страницы сайта нотариусом.

Плюсы и минусы обращения к владельцу сайта:

  • требует меньше времени;
  • экономия на юридических услугах;
  • в случае неудачи можно обратиться в суд.

Если нам известен автор отзыва, то мы можем обратиться в суд с иском об удалении порочащей информации. Профильные сайты, как правило, размещают необходимую об авторе отзыва информацию (ч. 2 ст. 10 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — далее ФЗ “О защите информации”)

! В судебном порядке удалить порочащую информацию в мессенджере затруднительно, так как он не является сайтом, не имеет доменного имени и администратора.

Если автор отзыва неизвестен

Можно обратиться в суд с заявлением в порядке особого производства о признании распространенных сведений не соответствующим действительности или порочащими сведениями (абз. 3 п. 3 ПП ВС от 24.02.2005 № 3)

Каким критериям должен отвечать отзыв, чтобы его можно было удалить в судебном порядке?

  • отзыв должен быть опубликован;
  • сведения носят порочащий характер и не соответствуют действительности.

Какие отзывы нельзя удалить при обращении в суд?

Оценочные суждения и мнения не могут быть предметом судебной защиты (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2021 г. по делу № А58-81/2021).

Удаление негативного отзыва во внесудебном порядке.

Можно обратиться к владельцу сайта, на котором размещен отзыв (написать в техподдержку). Владелец сайта, по общему правилу, обязан реализовать возможность направления электронного заявления через сайт (ч. 2 ст. 10 ФЗ “О защите информации”). Если нет формы для отправки заявления, то ищем информацию об электронной почте, адресе владельца сайта.

Как обосновать заявление?

предоставить доказательства, опровергающие информацию в отзыве;
указать на то, что отзыв нарушает правила площадки (например, правилами площадки может быть установлено, что нужно указать дату заключения договора, чеки оплаты; данные о себе, достаточные для идентификации — вспоминаем ч. 2 ст. 10 ФЗ “О защите информации”).
В отзыве указаны персональные данные работника

Если Работник не давал согласия на обработку персональных данных владельцу сайта, то он вправе обратиться к нему или в Роскомнадзорр, суд с требованием прекратить незаконную обработку персональных данных (ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 21 ФЗ “О персональных данных”). Содержание отзыва не имеет значения — он может содержать правдивую и ложную информацию, быть положительным или отрицательным.

Если сайт зарегистрирован в качестве СМИ, то удалить отзыв под таким предлогом будет сложнее. Так врач, желая скрыть отзывы, потребовал удаления своего профиля на сайте-СМИ, ссылаясь на незаконный сбор персональных данных (ФИО, место работы квалификация). Суд отказал в их удалении, так сбор персональных данных и отзывов вызван целью доведения до общественности объективной информации о медицинских услугах, а деятельность врача носит публичный характер. В таком случае запрет на обработку персональных данных возможен только в случае систематического злоупотребления правом сайтом-СМИ или его пользователями (Апелляционное определение Воронежского областного суда № 33-4431/2021 от 05.08.2021, Постановление КС РФ № 20-П от 25.05.2021).

Надеемся материал оказался полезным. Отметим, что отзывы это инструмент общения с клиентами и работа с их возражениями может повысить доверие потенциальных клиентов.